Как стать пилотом бизнес-авиации?
В бизнес-авиацию попадают только высококвалифицированные профессионалы, имеющие специальную лицензию коммерческого пилота. Иногда они приходят в эту отрасль из регулярной авиации после большого количества часов налета, имея идеальную репутацию и специальную подготовку. Иногда — сразу готовят себя для управления бизнес-джетами, обучаясь в специальных лётных школах, о которых речь пойдет ниже.
К пилотам бизнес-джетов предъявляются дополнительные требования, часто не связанные непосредственно с навыками управления самолетом. В чем же отличие в работе пилота регулярной авиации и коммерческого самолёта?
Разнообразие направлений полетов
Работа в регулярной авиации – это всегда выполнение полетов по одним маршрутам, повторяющиеся аэропорты и четкий график вылетов и прилетов. Пилоту же бизнес-авиации нужно быть готовым к рейсам в самых разных направлениях, в том числе — в удаленные и труднодоступные аэропорты, регулярное сообщение с которыми не налажено и для посадки в которых нужно обладать специальными навыками.
Способность работать в соответствии с непредсказуемым графиком
Пилотам бизнес-авиации почти никогда не приходится разбирать чемодан: запрос на срочный перелет может прийти в любой момент времени. Длительность таких командировок тоже не определена. Перелёт может быть краткосрочным, а иногда будет необходимо оставаться и ждать пассажира несколько дней.
Решение нестандартных ситуаций
В рамках работы пилоту бизнес-джета придется заниматься и вопросами, связанными с менеджментом. Например, если конечная точка маршрута перелета – маленький региональный аэропорт, удаленный от крупных мегаполисов, то именно командир судна берет на себя решение всех основных вопросов: заправка топливом, вопросы питания и получение других важных услуг. Конечно, пилот, которому приходится быть всегда в процессе переговоров, должен обладать высокими организаторскими и управленческими навыками. Также без хорошего знания иностранного языка (английского) вход в профессию практически невозможен.
Желание постоянно учиться
Получив однажды лицензию пилота частного самолета, обучение специалиста не заканчивается. Нужно быть готовым к регулярному прохождению программ повышения квалификации и переподготовки, которые будут отнимать львиную долю времени в течение всей карьеры.
Расширенные обязанности по подготовке самолета к перелету
В обязанности пилота деловой авиации входит не только управление судном, но также предполетная подготовка самолета и его осмотр после полета. На эти процедуры уходит ни один час, однако, это время, увы, не считается рабочим и не включается в опыт налёта.
Соблюдение правила «клиент всегда прав»
Бизнес-авиация — отрасль, ориентированная в первую очередь на клиента. Базовое правило здесь такое же, как и в любом бизнесе — клиент всегда прав. Если на регулярных рейсах последнее слово всегда остается за командиром самолета, то в деловой авиации экипаж работает на интересы пассажиров, разумеется, если речь не идет о безопасности перелета.
Образование
Сесть за штурвал коммерческого самолета может специалист, получивший свидетельство PPL - пилота частной авиации. Для этого можно окончить высшее учебное заведение или летную школу. Обучение в ВУЗе выбирают те, кто нацелен на продвижение по карьерной лестнице. Например, чтобы занять высокую должность в авиакомпании (после окончания карьеры пилота) без высшего образования не обойтись. Если таких целей нет, то можно окончить лётную школу. На данный момент в России частных летных школ очень мало — всего восемь. Пять в Подмосковье и ещё по одной в Новосибирске, Омске и Владимире.
Такой ограниченный выбор часто не устраивает желающих связать свою жизнь с небом. В этом случае выбор обычно падает на зарубежные лётные школы. В США, например, имея предварительную подготовку, можно пройти обучение с нуля до получения лицензии за 4-6 недель. Теорию необходимо будет изучить самостоятельно, но для многих это даже плюс. А вот практиковаться придется ежедневно и очень упорно, но результат вы получите быстрее, чем в России. В Европе также часто теоретический блок обучения проходят удаленно. В России же это запрещено, поэтому учеба здесь всегда дольше.
Также при подготовке к работе пилоту бизнес-авиации придется быть в процессе постоянного освоения большого количества разных типов разных бизнес-джетов. Повышать квалификацию необходимо регулярно: разнообразие моделей огромно, а новые джеты выпускаются гораздо чаще, чем обычные гражданские воздушные суда. Кроме лицензии, понадобится медицинская справка первого или второго класса и налет не менее 250 часов по программе подготовки коммерческого пилота
Востребованность профессии
Потребность в пилотах очень неравномерна в разных странах. До пандемии коронавируса наибольший спрос на коммерческих пилотов был в странах Азии – Китае, Вьетнаме, Индонезии, Камбодже. Эти страны набирали специалистов из других стран. Поэтому найти работу такому специалисту возможно всегда: даже если в вашей стране нет спроса на ваши услуги, обязательно найдется регион с нехваткой лицензированных пилотов.
Несмотря на пандемию, сейчас наблюдается рост объема пассажиропотока в частной авиации. Поэтому спрос на пилотов в этой отрасли будет только расти. Сейчас самое время задуматься о будущей профессии и начать готовиться. К моменту, когда на рынке снова потребуются новые специалисты, вы будете готовы для трудоустройства и получения работы мечты!